Что такое ризография? Тиражирование ризографом или офсетная печать?

7 ноября 2018
PrintMe типография №1
Что такое ризография?

Что такое ризография?

    Когда-то с появлением первых полиграфий процесс переноса рукописей на бумагу имел только один вариант. Но с появлением различных технологий и красителей появилось множество альтернатив, каждая из которых нашла свою нишу и обрела свое предназначение. В том числе процесс, который называется дублированием или тиражированием, более известный как ризография.

    Свое название данный вид полиграфии получил по аналогии с «Ксероксами». Так, первым из известных производителями «дубликаторов» была компания Riso. А самая процедура его использования напоминала опытным полиграфам шелкографию. Комбинированное название из этих слов «прижилось» среди печатников и стало именем нарицательным.

    Продукция, выпущенная на таком оборудовании встречается реже, чем визитки, флаера, буклеты и другая знакомая каждому атрибутика рекламных агентов. Однако ее можно встретить в любом офисе или органе бюрократического аппарата в виде форм и шаблонов. А самый простой образец подобной запечатки – монохромные объявления на подъездах и соответствующих информщитах.

    По-сути Riso-графия – это оперативное производство дешевых копий с невысоким качеством оттиска, и стандартизацией изделий. Чаще всего на носителях невысокой плотности «офисного типа» (в то время как полиграфические станки работают с «меловкой» или картоном). В отличие от более продвинутых полиграфических принципов, она не требует особых навыков и специальных цехов, и с легкостью может уместиться в офисе какой-то компании.

Область применения и преимущества ризографа

    С появлением в обиходе аппаратов типа Xerox цифровая дупликация «отошла на второй план». Более простые в обращении и заправке шаблонные «ксероксы» стали понемногу вытеснять несколько ограниченное в возможностях дублирование. Однако полностью «отвоевать» их нишу не смогли. Ведь ризограф обладает неоспоримыми преимуществами перед цифровой и даже офсетной вариацией:

  1. Высокая скорость. Современные аппараты способны выдавать около 185 листов формата А3 в минуту. Это быстрее любого современного принтера или прокаточного станка.
  2. Доступная цена. При наличии опытного оператора и покупке качественных расходников сбои и затраты на производство мелких и средних тиражей минимальны. Уже на 50-м отпечатанном бланке создание клише окупает себя. А на средних спусках (от 50 до 5 тысяч экземпляров) становится выгоднее офсетных станков. Причем, в отличие от последних, использование такой пропечатки не теряет свою актуальность даже при небольших спусках.
  3. Возможность применения как белой так и цветной, либо крафт бумаги. При этом не теряя скорость и качество печати.

    Однако ввиду существенных ограничений по разделительной способности и типу материалов основная сфера подобной технологии ограничена «раздавайками» различного формата. Чаще всего это А4, А5 и А6 буклеты информационной направленности, в которых достаточно только текстовой информации – реклама установщиков окон/дверей, информацию о проведении какого-то мероприятия, «напоминалки» сотрудникам о предстоящих важных массовых событиях.

    Дупликаторы отлично подходят для изготовления рекламных и информационных проспектов с низким сроком жизни и быстрой степенью распространения. Ведь с низкой ценой, средним качеством и выгодой выпуска крупных партий нет смысла тщательно выбирать целевую аудиторию маркетинговой стратегии. Это идеальный вариант для изготовления «летучек» - коротких посланий с максимальной областью охвата.

    Однако не менее востребована данная методология копирования и в работе бюджетных структур и организаций с большим документооборотом. Ведь она позволяет печатать бланки, информлистки, заявления или документы с минимальными затратами (в 4-8 раз дешевле, чем на самом экономном принтере).

Технология печати

    Ризограф – это прибор, который появился на стыке двух поколений печатной техники – копировальной и офсетной. В его основе принцип использования прокатного валика и подачи чернил. Однако перенос макета происходит несколько иначе:

  1. Создание снимка. Для начала работы в агрегат нужно поместить документ, изготовленный любым образом. Чаще всего для этих целей используют распечатку на Digital принтере высокого разрешения. В новых ризографах установлен уже интерфейс, который позволяет запускать на печать файлы с компьютера, что существенно увеличивает качество изображения и скорость изготовления тиража.
  2. Создание «пресс-формы». Отсканированное изображение автоматика агрегата переводит в цифровой формат, впоследствии «выжигая» на специальной полимерной основе отверстия в соответствующих местах/точках. Таким образом, электронный «мозг» машины готовит трафарет, через который будет наноситься краска.
  3. Подготовка вала. Посредством проката подготовленный шаблон оборачивает печатный барабан. В него подается краска, которая постепенно вытесняется через образовавшиеся отверстия и пропечатывает бумажный носитель.
  4. Спуск тиража. Вращаясь и постоянно подавая чернило, прокатный вал делает оттиск. Это похоже на шелкографию или тампопечать, только происходит в десятки раз продуктивнее.

    При этом почти все процедуры, кроме формирования образца и загрузки бумаги происходят автоматически. А на выходе пользователь получает готовый продукт, который не требует дополнительной обработки – сушки, полимеризации.

    Однако в такой простоте кроются также основные ограничения, которыми обладает этот полиграфический принцип. Главный из которых – цветность. Так, большинство техники Riso и аналогичной способны работать только с одним красителем, т.к. подавать много цветов в барабан технически невозможно. И хоть современные образцы устройств позволяют вести распечатку сразу в двух цветах, последовательно запечатывая макет – тиражирование по-прежнему остается одноцветным процессом. Отсюда и необходимость применять цветную бумагу для того, чтобы создать дополнительное привлечение внимания.

    Процедура тиражирования также не может обеспечить одновременно двухстороннюю пропечатку основы, что немного усложняет оперативное изготовление двухсторонних листовок. Между печатью лицевой и оборотней частей желательно выдержать минимум 15-30 минут, чтобы краска лучше просохла. Из-за того, что вся краска для ризографом на водяной основе, стойкость такого изделия под воздействием открытой атмосферы оставляет желать лучшего. В последнее время очень много компаний, для экономии средств, используют не оригинальные расходные матерриалы. Из-за этого теряется качество не только распечатки, но и были случаи когда некачественная краска влияла на состояние человека, которому она попадала на кожу. Обращайте на это огромное внимание, так-как экономя несколько копеек, Вы можете навредить себе в первую очередь. Первый признак того, что краска не оригинальная - это цена тиража, вторая - это едкий запах Ваших листовок. 

    Доверяйте только проверенным компаниям и не дайте себя обмануть. Наши ризографы никогда в своей жизни не видели "не оригинальных" чернил!!! Заказать тиражирование на ризографе очень просто и удобно не выходя из дома.