Что такое широкоформатная печать? Особенности, виды...?

5 ноября 2018
PrintMe типография №1
Широкоформатная печать

Что такое широкоформатная печать

     В ответ на возрастающую потребность в выпуске печатной продукции, типографические мощности развивались, наращивая темпы работы и собственный размер. И когда в обиход вошли полимерные ткани и чернила, то перед полиграфией открылся совершенно новый простор – потребность в широкоформатных установках. Ведь до этого максимальная размерность печатных изделий был ограничен рулоном бумаги (150 сантиметров), а единственным носителем была продукция целлюлозной промышленности. Они редко выдерживали длительную эксплуатацию и плохо переносили встречу с открытой атмосферой (не говоря уже об ограниченности в цветности и разделительной способности).

    Поэтому, едва появилась технология струйной заливки, и стали доступны цифровые принтеры, практически сразу же появились станки широкого формата. Сегодня этим термином называют в основном выпуск рекламных изделий, но технология применяется во всех сферах жизни – от разработки упаковки, до текстильного производства и даже автомобилестроения.

Особенности широкоформатной печати

    Каждый, кому хоть раз довелось наблюдать заливку пленки или баннера отмечал определенную схожесть данного процесса с применением офисного принтера. Ведь в них лежит тот же принцип использования ведомой компьютером «головки», которая последовательно проливает краской материал ряд за рядом.

    Однако от обычного принтера полиграфический станок отличается:

  1. Габаритами. Самые небольшие агрегаты способны вмещать рулоны шириной более 100 см без ограничений по длине. При этом не составит труда найти аппараты, в которые можно уместить даже 5-ти метровый сверток.
  2. Точностью. Работая с рулонами, станок обеспечивает точное выполнение габаритных проектов. Например, при изготовлении баннера длиной в 10 и более метров расхождение конечных точек будет не более 3-5 мм.
  3. Количеством циклов. В обычном офисном аппарате можно найти «голову», которая совершает определенное число проходов (чаще всего 1). В широкоразмерном оборудовании органов «проливки» может быть 10, 20 и более, а количество их прохождений выставляется оператором. Это разрешает градировать продукт по категориям – «эконом», «средний», «фотокачество».

    Принцип переноса подразумевает использование пиксельной технологии и точечной передачи. Причем чем выше качество – тем плотнее лягут точки и насыщенней будет заливка основы (в отличие от машин для фотографий, наносящих цвета в несколько слоев).

    Помимо этого, главным отличием подобного оборудования является возможность использования особых чернил – сольвентных, латексных, ультрафиолетовых и масляных красок. Это позволяет обрабатывать разные рабочие поверхности и делать изображение устойчивым к влаге и другим факторам.

    Установки для полимерных расходников, «они же «полноцвет» унаследовал от полиграфии процедуру краскосмешения, и усовершенствовал ее. Поэтому при его помощи можно достигнуть отличной красочности и точности передачи даже изображений, снятых на профессиональную фототехнику.

Виды широкоформата

    В современном производстве, дизайне и рекламе «полноцвет» можно условно разделить на 3 категории:

  1. Интерьерный. Как понятно из названия, продукт станет частью интерьера – стендом, плакатом, фотообоями. А смотреть на него будут с близкого расстояния. Поэтому главной особенностью этого подвида является высокое качество, применение особых красителей (не токсичные без едкого запаха). Однако стойкость эко-чернил оставляет желать лучшего – они быстро истираются и на открытой атмосфере не служат долго.
  2. Наружный. Основной профиль рекламщиков. Такая продукция висит на столбах, билбордах, стенах и вывесках и рассматривается с расстояния не менее 3-х метров. красители несколько токсичны, но обладают высокой устойчивостью к атмосферным воздействиям.
  3. УФ. Открытие последних лет, которое подарило возможности печати белым цветом на прозрачном пластике, а также создании картинок устойчивых к воздействию ультрафиолета.

    Конечный же потребитель, различает широкоформат по изделиям, которые он производит:

  • Баннер. Самый бюджетный вариант рекламы или подачи информации. Полимерная ткань из ПВХ-волокна (напоминает брезент) встречается на растяжках, вывесках, плакатах, биллбордах.
  • Самоклеющаяся пленка. При ее помощи брендируют витрины, автомобили, изготавливают стенды, таблички, декор.
  • Бумага светорассеивающая. Используется в сити-лайтах и световых конструкциях как временный носитель информации.
  • Blue-Back. Целлюлозная ткань с синтетическим слоем для временной рекламы. Чаще всего можно встретить на биллбордах и акционных плоскостях. Чаще всего не выдерживает длительной службы и рассчитана на эксплуатацию на протяжении нескольких недель.

    Однако с появлением латексных чернил в обиход также вошла запечатка на твердых носителях – пластике, акриле, стекле. Подобная процедура называется «прямой вывод» и не имеет массового применения.

Оснастка печатного цеха

    Для переноса изображений на ПВХ основы используют специальные агрегаты. Однако на этом технологическая оснастка производственного цеха не заканчивается.

    Условно весь процесс можно разделить на этапы, за каждый из которых отвечает своя группа устройств:

  • Допечатная подготовка. Помимо компьютера, дизайнерского монитора и шаблонов нужен дизайнер-печатник, и пакет программ для подготовки файлов на вывод.
  • Нанесение. В проливке красок участвует типографическая машина. Но помимо нее нужны вытяжки для устранения запаха, сушилки для фиксации, системы СНПЧ и разогрева, климатическая техника для поддержания оптимальных рабочих параметров.
  • Послепечатная обработка. В зависимости от заказа понадобятся сушилки, гильотины, прессы для установки люверсов, системы для пайки баннеров, набор измерительных принадлежностей.

    Помимо этого также понадобится комплекс техники для диагностики, наладки, ремонта и обслуживания.

Преимущества и недостатки

    Преимуществ полноцвета множество. Хотя правильнее будет назвать их плюсами, ведь альтернатив у данного метода просто нет.

    Во-первых – это габариты и разнообразие материалов. От штор до флагов, от пленок до стекол и фанеры – залить чернилами можно все.

    Во-вторых – устойчивость к осадкам. Так, не считая временной рекламы, большинство продуктов предлагаемых такой типографией легко «переживают» непогоду, влагу и повышенные температуры.

    Ну и, наконец, доступность. Современный широкоформат позволяет заменять даже полиграфию, производят наклейки на стаканы, знаки безопасности и «шильдики» дешевле и оперативно.

    При всем при этом единственными недостатками является выгорание цветов (в случае с УФ-чернилами дороговизна и сроки), а также необходимость сборки материалов. Из-за этого штучные и маленькие заказы делать в сжатые сроки экономически невыгодно. Ориентировочный срок эксплуатации баннеров на улице 2-3 года, в зависимости от места установки и  качества закрепения.